Разработка сайтов в Ярославле
c 2001 года
Более 20 лет опыта!
и другие преимущества
(4852) 58-66-40

Немного об Интернет-рейтингах и накрутке счетчиков

Если есть какой-либо рейтинг, то у него всегда несколько лидеров. Ради них, этих самых первых строчек, и задумываются рейтинги, чтобы потом маркетологи с удовольствием в очередном отчете написали, что компания «Рога и копыта», по независимым оценкам, заняла такую-то позицию. В какой-то момент рейтинги популярности сайтов в Рунете стали вообще основным мерилом успеха того или иного ресурса. И чем известнее рейтинг, чем выше его авторитет, тем больше желание всеми правдами и неправдами оказаться на вершине...

За пределами Сети сравнительно честный высокий рейтинг - это прежде всего результат профессиональной работы пиарщиков. А что в Интернете? Дело в том, что ведущие Интернет-топы являются еще источниками притока посетители для тех ресурсов, которые расположены на верхних строчках рейтингов. Эта особенность сыграла для Интернет-рейтингов двойственную роль. С одной стороны, обеспечила в определенный момент развития Сети бешеную популярность многим достойным внимания ресурсам, но с другой - привела в конце концов к дискредитации самого понятия «рейтинг посещаемости сайтов». Причина банальна и, пожалуй, сегодня хорошо известна каждому продвинутому пользователю. На первых строчках практически всех рейтингов Рунета вскоре уверенно расположились не те ресурсы, которые действительно любимы посетителями сайтов, а те, хозяева которых оказались богаче или изворотливее.

Но если в офлайне любые злоупотребления в расстановке мест чаще всего бывают связаны с нечестностью создателей тех или иных рейтингов, а с их «невнимательностью» - гораздо реже, то в Сети попытать счастья и действительно обмануть систему может уже, без преувеличения, любой желающий. Либо сам, либо с помощью профессиональных Интернет-мошенников, которых нынче пруд пруди.

Благодаря этому накрутка различных счетчиков и рейтингов в Рунете стала чуть ли не национальным видом спорта, где обмануть друг друга пытаются все: и создатели рейтинга, и его участники. Это в равной мере относится как к классическим рейтингам типа Rambler´s Тор 100, так и к подобным, например, индексу цитирования «Яндекса» или просто результатам поиска на всех крупнейших порталах. И чем сложнее методика подсчета рейтинга, тем изворотливее приемы, применяемые для ее обхода. Создателям интернет-рейтингов, по большому счету, не позавидуешь: какие они ограничения ни придумают для предотвращения нечестного поведения участников рейтинга, все равно наиболее активные накрутчики всегда найдут способ, как эти ограничения обойти. И не просто найдут. Отдельные альтруисты тут же поделятся ценным опытом с собратьями-накрутчиками.

Нелегкая жизнь рамблеров и прочих индексов

В принципе, к накрутке в той или иной степени прибегает большинство активных пользователей - владельцев ресурсов. Правда, чаще всего такие накрутки имеют относительно безвредный характер: проголосует такой пользователь пару раз за свой сайт или анкету на ресурсе знакомств - и всего-то делов. Но это бытовая накрутка, из серии «Сам себя не похвалишь…». Речь как раз не о ней. Поговорим о накрутках «в промышленных масштабах», то есть о тысячах ложных посетителей каждый день.

Моральная сторона накрутки вызывает много вопросов. Но обычно накрутчики находят два типичных оправдания. Во-первых, говорят они, накрутка - это, конечно, нехорошо, но для верности, пока не дадут результата другие способы раскрутки, ее использовать вполне приемлемо. В этом случае главный аргумент в пользу накрутки состоит в том, что новому проекту практически нереально быстро раскрутиться без крупных капиталовложений. В этом есть доля правды: все существующие рейтинговые системы ориентированы в первую очередь на давно существующие и уже хорошо раскрученные проекты. Ну а завершают оправдание своих действий накрутчики обычно словами, что «все так делают». Вот цитата с одного из сайтов, поддерживаемого апологетом накрутки: «Пока вы думаете о морали, ваши конкуренты уже действуют и приобретают вполне реальных посетителей».

За многие годы существования Интернета было придумано много способов, как можно воспользоваться недостатками той или иной системы статистики или рейтингования, чтобы значительно завысить посещаемость того или иного сайта. История борьбы с накрутками сродни борьбе с бактериями: какие бы сложные лекарства ни изобретали ученые, бактерии со временем привыкают к ним, и потому приходится изобретать лекарства новые. Получается своего рода замкнутый круг, где на любое действие обязательно найдется противодействие. Так же и с накруткой, которая начиналась просто как механическое нажатие кнопки «Обновить» в броузере. Стали считать только пользователей с уникальным IP-адресом -накрутчики тут же ответили использованием прокси-серверов и анонимайзеров, и пришедшие с них теперь считаются «подозрительными». Рейтинги начали отслеживать поведение посетителей - накрутчики стали и это имитировать... И так до бесконечности. Короче, борьба продолжается!

Накрутка счетчиков

Накрутка счетчиков обычно применяется для повышения положения сайта в рейтинге, так как до сих пор считается - чем выше сайт, например, в Rambler´s Top 100, тем больше посетителей этот сайт получит именно с «Рамблера»...(одно из самых крупных заблуждений). Как показывает статистика «SpyLOG» и других систем интернет-статистики Рунета, трафикообразующая роль рейтингов уже давно настолько мала, что даже на фоне поисковых систем не превышает пределов простой погрешности. Поэтому простое завышение числа посетителей только для того, чтобы получить в лучшем случае, например, из Rambler´s Тор 100 лишь несколько десятков реальных посетителей в день, не оправдывает риска вылететь из рейтинга за нарушение его правил. В настоящее время накрутка счетчиков чаще всего применяется для завышения посещаемости, значения которой могут служить для обмана потенциальных инвесторов и клиентов.

Многие Интернет-агентства наряду с честными способами раскрутки сайтов в своем ассортименте услуг, совершенно не стесняясь, приводят и накрутку счетчиков. Таких агентств в Рунете предостаточно (и найти их не составляет особого труда), иногда среди них оказываются и довольно солидные на первый взгляд компании... Их существование говорит о том, что раз есть предложение - значит, должен быть и спрос на такие услуги. Можно только удивляться логике, по которой виртуальные посетители могут превратиться в реальных клиентов!

Cуществует масса других нечестных методов повышения посещаемости, с которыми обычные пользователи также сталкиваются каждый день. На первом месте по популярности, конечно же, спам. Особенно отвратительна реклама самого спама посредством спама. Наиболее активные пользователи Сети в настоящее время могут получать в день несколько писем с предложением приобрести базы электронных почтовых адресов на любой вкус.

Для увеличения посещаемости того или иного интернет-проекта могут быть использованы и ошибки, допускаемые посетителями Интернета при наборе адресов наиболее популярных веб-серверов. Для этого нужно, вовремя подсуетившись, зарегистрировать домен, копирующий домен известного интернет-проекта, но с какой-нибудь опечаткой. Кроме этого, наиболее продвинутые пользователи активно размещают анкеты симпатичных девушек на сайтах знакомств и, конечно же, с указанием ссылки на личный ресурс, откуда по нужной ссылке можно попасть на тот сайт, ради увеличения посещаемости которого и была размещена анкета. Можно еще вспомнить, как два года назад «Port.ru» использовал случайно доставшийся ему домен «Jump.ru» (он служил ранее в рамках проекта «List.ru» для сервиса бесплатных редиректов) - конечно же, для перенаправления на собственные Интернет-проекты.

Но все эти способы ориентированы преимущественно только на накрутку хитов, и с ними все наиболее крупные и известные рейтинги успешно борются (обычно при обнаружении накрутки происходит обнуление счетчика либо проект, уличенный в накрутке, вообще удаляется из рейтинга). Гораздо сложнее обстоит дело с накрутками не хитов, а хостов, то есть посетителей с уникальными IP-адресами. Для этого уже применяются специальные программы накрутки, многие из которых имеют не только свободно распространяемые бесплатные версии, но и платные варианты с расширенными возможностями.

Постоянное совершенствование программного обеспечения для накруток привело к тому, что в настоящее время вычислить профессионального накрутчика довольно сложно: он не попадется на таких ляпах, как несколько тысяч хитов с одного IP. всплеск посещаемости в течение нескольких часов с резким спадом впоследствии (например, если в три часа ночи посещаемость сайта была несколько тысяч человек, а днем - всего несколько десятков, то такое несоответствие будет заметно даже невооруженным глазом), резкое преобладание посетителей с прокси-серверов или с одной и той же версией броузера и прочих системных установок компьютера, нахождение на странице каждого посетителя не более трех секунд... Современные программы накруток стремятся не только обеспечивать накрутку числа, посетителей с уникальными IP-адресами и версиями веб-броузеров, но и имитировать поведение реальных посетителей, выдерживать суточные и недельные ритмы посещаемости сайта.

Спамдексинг

Банальную накрутку счетчиков можно назвать сизифовым трудом: усилий по увеличению посещаемости требуется много, а вот эффективность близка к нулю, так как такими способами нельзя получить целевую аудиторию и постоянных посетителей. Можно получить только случайных. В этом отношении спамдексинг - обман поисковых систем с целью увеличения релевантности индексируемых страниц, благодаря чему они оказываются выше в выводимых результатах поиска - представляется гораздо более эффективным. Если, конечно, спамить целенаправленно, на определенные поисковые запросы.

Спамдексинг начинался тоже довольно банально - с прописывания веб-мастерами популярных ключевых слов для сайта, причем с многократным повторением. Такие слова могли вообще не соответствовать тематике и содержанию сайта. Поэтому наиболее солидные поисковые системы со временем вообще отказались от учета поисковых слов при выводе результатов, а многократное повторение ключевых слов стали рассматривать как прямое указание на спамдексинг.

Второй банальный и не менее часто используемый способ спамдексинга заключается в многократном прописывании популярных ключевых слов в тексте самой страницы, причем невидимо (обычно это делается в самом низу страницы). Потому теперь поисковые системы отсекают любой текст, если его цвет совпадает с фоном страницы, либо размер шрифта меньше того, который способен рассмотреть человек с нормальным зрением.

Были придуманы и другие способы спамдексинга - например, многочисленные дорвеи (размноженные страницы, обладающие большой релевантностью по определенным ключевым фразам и содержащие единственную ссылку на определенный сайт), а также клокинг. Механизм действия клокинга заключается в том, что можно настроить сервер так, чтобы он выдавал посетителям с определенными адресами специальные «скрытые» варианты страниц, отличные от тех, которые увидят другие пользователи. Иными словами, можно настроить сайт так, что поисковая система будет индексировать совсем не те варианты страниц, которые при переходе с этих поисковых систем увидят обычные посетители. Поэтому большое количество мусора в результатах поиска - следствие не только недостаточной проработки поисковыми системами механизмов вывода наиболее релевантных результатов поиска, но и нечестного поведения многих владельцев сайтов.

Поисковые системы постоянно работают над повышением релевантности результатов поиска, а также ведут борьбу со спамдексингом. Наиболее крупные системы в последнее время ранжируют сайты в результатах поиска не только по содержанию страниц, но и по их весу -количеству ссылок на данный сайт с других сайтов. Например, у «Яндекса» такой показатель называется индексом цитирования, у «Google» - Page Rank. Но введение таких показателей привело к тому, что пользователи пытаются накрутить их тоже.

Наиболее простым способом накрутки индекса цитирования в настоящее время является массовый взаимный обмен ссылками между сайтами - путем создания специальных страниц ссылок именно для повышения индекса цитирования. Имеются даже примеры более сложных систем обмена ссылками, где сайты напрямую не ссылаются друг на друга, а завязываются, например, в кольцо или обмен ссылками происходит через третий сайт. Тот же «Яндекс», естественно, пытается бороться с таким вариантом спамдексинга, постоянно совершенствуя методику подсчета цитирования. Так, например, в январе 2003 года индекс цитирования стал рассчитываться с учетом повышения значения ссылок с близких по тематике сайтов. Правда, тематическая близость в данном случае определяется просто по наличию ссылок с сайтов, зарегистрированных в одной рубрике каталога самого «Яндекса». Такая поправка методики расчета индекса цитирования может рассматриваться и как неафишируемое предложение регистрировать сайты в каталоге «Яндекса» на платной основе.

В феврале 2003 года свой аналог индекса цитирования ввел и «Рамблер». Правда, методика его расчета такова, что оказалась только на руку различным накрутчикам, так как в этом случае фактически используется не количество ссылок на тот или иной сайт, а показатели счетчика Rambler´s Тор 100. Поэтому теперь вывод результатов поиска в «Рамблере» определяется не только содержанием самой страницы, то есть релевантностью, но и посещаемостью этого сайта, а также наличием на его страницах счетчика Rambler´s Top 100.

Гарантированное первое место

Жалеть владельцев рейтингов из-за того, что им приходится постоянно бороться со все более совершенными методами накруток - тоже особенно не стоит. Как правило, у них самих рыльце в пушку. Повышение сложности методики расчета ранжирования результатов поиска должно вести к повышению релевантности выводимых ссылок. Но, с другой стороны, это создает для поисковых систем гораздо больше возможностей для корректировки в нужную сторону результатов. Факт наличия ручной корректировки в результатах поиска представители «Рамблера» косвенно (а иногда даже и напрямую) подтверждали и сами в различных интервью. Аналогичные обоснованные претензии могут быть предъявлены и к другим крупным поисковым системам Рунета.

К сожалению, даже напрямую уличенные в намеренном искажении результатов крупнейшие игроки Рунета не прекращают порочной практики: видимо, доход, получаемый от клиентов, согласных на рекламу нечестными методами, выше, чем доходы, получаемые от тех, кто пытается играть по правилам. Таким образом, крупнейшие игроки Рунета по большому счету сами рубят сук, на котором сидят.

Потенциальные и солидные клиенты, дорожащие своим имиджем, обнаружив факт подлога, никогда не станут рекламироваться на таком сервере. Конечно, скандалы с нечестным поведением Интернет-компаний случались неоднократно и в зарубежной Сети, но там крупные игроки в итоге сумели отказаться от порочной практики, предпочтя ей обычную рекламу и другие способы извлечения прибыли, но уже без обмана своих посетителей.

«Тараканьи бега русского Интернета»
Юрий Росич, Журнал "Планета Интернет", май 2003 г.